WinABePC 3

 

Сметные нормативы - это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые тре­бования по выполнению строительных работ, они служат для опре­деления сметной стоимости строительства и реконструкции зданий и сооружений, расширения и технического перевооружения предпри­ятий всех отраслей народного хозяйства.

Сметной нормой называется совокупность ресурсов (затрат труда работни­ков строительства, времени  работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т. п.), установленная на при­нятый  измеритель строительных, монтажных или других работ.

Главная функция сметных норм - определить нормативное количество ре­сурсов, необходимых для выполнения соответствующего вида работ как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.

Сметными нормами предусмотрено производство работ в нормальных условиях, не осложненных внешними факторами. В случае проведения ра­бот в особых условиях - стесненности, загазованности, вблизи действую­щего оборудования, в районах со специфическими факторами (безвод­ность, высокогорность и др.) - к сметным нормам применяются коэффици­енты, приведенные в общих положениях к сборникам нормативов (общая, техническая части, указания по применению).

 2.1. Существует 4 вида нормативов:

-  ГФСН (государственные федеральные сметные нормативы) - сметные нормативы, вводимые в действие Госстроем России.

-  ПОСН (производственно-отраслевые сметные нормативы) - сметные нормативы, вводимые в действие министерствами и другими органами федерального управления для производственно-отраслевого строитель­ства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли, для кото­рой они разработаны.

-  ТСН - сметные нормативы, вводимые в действие органами исполни­тельной власти субъектов РФ для строительства, осуществляемого на территории соответствующего региона.

-  ФСН (фирменные сметные нормативы) - индивидуальные сметные нор­мативы, учитывающие реальные условия и специфику деятельности кон­кретной организации - исполнителя работ, находящегося в ведомственном подчинении.

То, какими нормативами Вы пользуетесь, зависит в первую очередь от тре­бований к используемым нормативам со стороны Заказчика строительных, ремонтно-строительных, монтажных работ. В частном случае, стороны (За­казчик и Исполнитель) могут договориться о договорных расценках

Чаще всего заказчику желательно использовать либо федеральные, либо территориальные нормативы (если таковые выпускались в данном регио­не). Реже применяются отраслевые нормы (например, в нефтедобывающей отрасли энергетики) и еще реже используются нормативы, разработанные конкретной организацией.

Использование федеральных норм в регионах сопровождается их коррек­тировкой с учетом цен на местные материалы. Территориальные же норма­тивы, выпущенные местными проектными институтами или региональны­ми центрами по ценообразованию, уже учитывают поправки на местные условия (эти нормативы еще называют привязанными) и их использование регионе гораздо удобнее и поэтому предпочтительнее. 

2.1.1. Сейчас на территории России действуют следующие виды нормативов: 

Государственные Элементные Сметные Нормы (ГЭСНы) 2001 г – разработаны Госстроем России, предназначены для определения состава работ и потребности в ресурсах, необходимых для выполнения работ, и используются для разработки единичных расценок (сборников ЕР) различного назначения (федеральных, территориальных, отраслевых). Содержат только количественные данные по работе. Могут быть использованы для составления локальных смет ресурсным методом.

 

На примере первой расценки рассмотрим принцип кодировки:

 01-01-001-01

Номер сборника      Номер раздела     Номер таблицы  Номер расценки в таблице

 


Федеральные Единичные Расценки (ФЕРы) 2001 г. – разработаны Госстроем России на основании ГЭСН в уровне цен 2001 г. для базового региона страны (Московская область), предназначены для определения стоимости работ. Содержат стоимостные показатели для работ. Могут быть использованы для составления локальных смет базисно-индексным методом по объектам, финансирование которых осуществляется из Государственного бюджета.

 

Что такое стоимостные показатели?

Основной показатель стоимости работ - прямые затраты на работу (ПЗ). Прямые затраты единичной расценки состоят из:

-   шифра

-   наименования работ или затрат

-  единицы измерения

-  стоимости работ на единицу измерения.

шифр - буквенно-цифровой код, включающий номер сборника и порядко­вый номер расценки в сборнике;

наименование работ или затрат - текст, определяющий существо про­изводимой работы;

единица измерения - наименование единицы, в которой данная расценка измеряется: метры, штуки т.д. и стоимость которой определена чи­словыми данными;

числовые данные - денежное выражение стоимости единицы работы или затрат в рублях, а затрат труда - в человеко-часах.

 Стоимость единичной работы или прямые затраты рассчитывается по формуле:

ПЗ = ЗП + ЭМ (в т.ч. ЗПМ) + Мат,  где

ЗП – заработная плата рабочих, не занятых управлением машинами

ЭМ – стоимость эксплуатации машин

ЗПМ – заработная плата рабочих, занятых управлением машинами

Мат – стоимость материальных ресурсов;

Помимо денежных показателей, в прямых затратах указываются затраты труда (трудоемкость) - в человеко-часах на производство этих работ. Для каждой единичной расценки предусмотрена расшифровка перечня ре­сурсов, указанных в прямых затратах (расценках) сборника. Обоснованием расхода заработной платы, затрат труда, использования машин и механизмов, расхода материалов на каждую позицию прямых за­трат служат элементные сметные нормы (ЭСН), являющиеся частью СНиПов. Это позволяет определить расход затрат в натуральном выражении по каждой строчке прямых затрат (расценок).

 

Помимо этого в расценке присутствуют т.н. неучтенные ресурсы. Это ресурсы, стоимость которых не учтена в ПЗ, но при составлении смет должна учитываться при расчете затрат по расценке.

Территориальные Единичные Расценки (ТЕРы) 2001 г. – разрабатываются территориальными центрами по ценообразованию в строительстве на основании ГЭСН-2001 в уровне региональных цен 2001 года. По структуре обычно аналогичны ФЕРам. Используются для составления локальных смет при финансировании из местного бюджета.

 

Московские Территориальные Сметные Нормы 1998 года (МТСН 81-98) – разработаны Московским Центром по Ценообразованию в Строительстве «Мосстройцены» в уровне цен г. Москвы 1998 г. Используются для составления локальных смет при финансировании из бюджета г.Москвы.

 

Территориальные Сметные Нормы 2001 г (ТСН-2001) – разработаны Московским Центром по Ценообразованию в Строительстве «Мосстройцены» в уровне цен г. Москвы 2001 г. Используются для составления локальных смет при финансировании из бюджета г.Москвы. Структура ТСН-2001  аналогична структуре МТСН 81-98.

 

Для расчета смет в текущих ценах выпускаются Коэффициенты пересчета (КП) в текущие цены. В зависимости от нормативной базы они могут применяться как по отдельным расценкам, так и по видам работ.